История тхэквондо

История боевых искусств в Корее

История боевых искусств в Корее насчитывает около двух тысяч лет. На этом долгом пути периоды самостоятельного развития корейских школ и стилей сменялись целыми эпохами развития под влиянием китайской и японской традиции боевых стилей и направлений. Философская концепция корейских боевых искусств развивалась при серьезном влиянии конфуцианства и буддизма. Корейское боевое искусство смогло органично вобрать в себя опыт и уникальные техники корейских, китайских и японских мастеров, не утратив национальных особенностей и самобытности. Все это привело к тому, что после окончания Второй Мировой войны в Корее существовало несколько родственных направлений со схожим техническим арсеналом и близкими по духу философскими принципами.

После Корейской войны 1950-1953 гг. в обществе возникла идея создания единого национального боевого искусства, которое стало бы символом духа нации. Реализовал эту идею генерал Чхве (Чой) Хон Хи в 1955 году. Новое боевое искусство было создано на базе традиционных корейских видов борьбы субак и тхэккен с использованием элементов карате, которое создатель стиля изучал в Японии. Корейское национальное боевое искусство стало унифицированным вариантом, объединившим технику девяти корейских школ (Ёнмуг-кван, Кандог-кван, Мудог-кван, Одог-кван, Санмуг-кван, Ханмуг-кван, Чидог-кван, Чханмуг-кван, Чхондог-кван), и получило название “тхэквондо” - “путь руки и ноги”, или “путь ноги и кулака”. По сути, этот термин вобрал в себя все разновидности существующих на тот момент корейских боевых искусств.

В 1961 году Чхве Хон Хи возглавил созданную им Корейскую ассоциацию тхэквондо, а в 1966 он учредил в Сеуле Международную федерацию тхэквондо (ИТФ). В 1973 году, в Южной Корее была создана Всемирная федерация тхэквондо (ВТФ). Тхэквондо, оставаясь единым символом нации, стало развиваться по двум взаимодополняющим направлениям. В КНДР наибольшим успехом пользовалась Международная федерация тхэквондо (ИТФ), которая основное внимание уделяла традициям корейских боевых искусств. Комплексные упражнения являлись частью государственной воспитательной системы, тщательно изучалась связь с историей Кореи каждого отдельного упражнения. В практическом отношении развивался широкий арсенал жесткой, контактной техники, имеющий прикладное военное значение.

Краткий исторический анализ развития боевых искусств

История возникновения боевых искусств сопоставима с историей развития человечества. Боевые искусства живут и развиваются у многих народов с глубокой древности. Существует множество теорий возникновения боевых искусств. Однако пока не удалось найти достаточно убедительные свидетельства о месте и времени зарождения искусства самообороны без оружия с использованием рук и ног. В настоящий момент времени существует большое количество теорий о возникновении боевых искусств, существует немало специалистов, исследующих истоки боевых искусств, мнения которых весьма различны.

В целом, историческое развитие боевых искусств сопоставимо с развитием человечества. Боевые искусства живут и развиваются у многих народов с глубокой древности. Безусловно, первые методы боя произошли из ранних способов охоты, став результатом борьбы за собственное существование. В это время войны велись преимущественно с применением холодного оружия и приёмов рукопашного боя. Другие люди жили охотой и рыболовством, что в свою очередь также означало умение использовать холодное оружие.
С формированием рабовладельческого и феодального общества возникла потребность в профессиональном воинском обучении. В процессе исторического развития начали появляться первые государства, которые для собственной защиты должны были иметь вооруженные силы.

Сегодня достаточно сложно сказать, когда начали формироваться первые объединения, которые можно было бы назвать термином «школа». У разных народов, в разных регионах мира это происходило не одновременно. Всё же хотелось бы отметить основные регионы, которые являлись своего рода «очагами» развития боевых искусств, а также время их появления.
Восточно-азиатский регион. Именно в нём, как ни в каком другом регионе развитие школ боевых искусств достигало высочайшего уровня, равно как и их количество. Индия считается колыбелью всех боевых искусств этой части света. Первые упоминания о них встречаются в древнеиндийских трактатах примерно за 1000 лет до н.э. Индия дала толчок развитию методов рукопашного боя целой группе стран: Китаю, Японии, Корее, Тайланду, Въетнаму, Бирме, целому ряду островных государств.

Средиземноморский регион. Методы подготовки к бою существовали здесь примерно с того же времени, когда появились высокоразвитые в культурном отношении государства: Египет, Древняя Греция, Древний Рим и т.д. На Древней Греции хотелось бы остановиться отдельно. Она являлась родиной олимпийских игр, в которые был включен целый ряд состязаний по единоборствам: кулачному бою, борьбе, панкратиону. Традиция проведения Олимпийских игр, существовавшая в Древней Греции, зародилась как часть религиозного культа. Игры проводились с 776 до н. э. по 394 н. э., всего было проведено 293 Олимпиады в Олимпии, считавшейся у греков священным местом. От Олимпии произошло и название Игр.

Современные Олимпийские игры были возрождены в конце XIX века французским общественным деятелем Пьером де Кубертеном. Олимпийские игры, известные также как летние Олимпийские игры, проводились каждые четыре года, начиная с 1896 года, за исключением лет, пришедшихся на мировые войны. В 1924 году были учреждены зимние Олимпийские игры, которые первоначально проводились в тот же год, что и летние. Однако, начиная с 1994 года, время проведения зимних Олимпийских игр сдвинуто на два года относительно времени проведения летних Игр.

В Древнем Риме существовали школы гладиаторов, а кроме этого в период расцвета империи воинская подготовка была была поставлена на высокий уровень.
Африканский регион и Новый свет также имели свои разновидности боевых искусств, однако на общемировое развитие этого пласта культуры они оказали меньшее влияние, чем два вышеотмеченных региона.

Сегодня существует огромное количество ( несколько тысяч) стилей и направлений боевых искусств. Имеется также множество попыток классифицировать их. Остановимся на двух вариантах классификации боевых искусств:

  1. По особенностям технических действий (какие технические приемы составляют основу техники данного единоборства);
  2. По основной целевой направленности (цель, которую преследуют адепты данного стиля).
    Соответственно по первому признаку все виды единоборств можно разделить на группы:
    a) Где основу технических действий составляют приёмы, связанные с ударами;
    b) Где основу технических действий составляют приемы, связанные с бросками, захватами, болевыми приемами;
    c) Где основу технических действий составляют сочетания приемов групп а) и b) (т.е. «смешанные»)
    По второму признаку единоборства можно разделить на группы :
    a) Военно- прикладные единоборства ( Цель- обучение навыкам, необходимым для выживания в экстремальных условиях. Арсенал составляют приемы, приводящие к травмированию или уничтожению противника)
    b) Спортивно- игровые единоборства ( Цель – подготовка и выступление на соревнованиях по строго оговоренным правилам. Арсенал состоит из приемов зрелищных, подчас жестких, но значительно менее опасных, чем в военно- прикладных единоборствах)
    c) Оздоровительные единоборства ( Цель – сохранение здоровья через практику боевых искусств. Арсенал составляют оздоровительные упражнения )
    d) Показательные единоборства ( Цель – исполнение на высоком уровне трюковых сцен ( например в киноиндустрии. Арсенал составляют исключительно зрелищные технические действия в сочетании с элементами акробакики.

С течением времени школы боевых искусств совершенствовались, развивались, доходили до высокой степени развития своих занимающихся.
Особенно бурное развитие боевых искусств началось в 19 – начале 20 вв. Именно этот момент является ключевой точкой, после которой боевые искусства начали трансформироваться в состязательную сферу.

Появление состязательных составляющих связано с изменением характера боевых действий. Появление и использование ружей, пушек и т.д.
В 19 веке появляются школы бакса, савата, различных видов английской борьбы. Данные виды имели определенный свод правил.
Спортивные состязания по единоборствам начали активно проводиться с начала 20 века.(Разработка методик, правил, и т.д.)
Наиболее бурное развитие спортивные единоборства получили после 2 Мировой Войны, когда появилась возможность развиваться.
Спортивные единоборства трансформировались в профессиональную деятельность с соответствующей системой подготовки. Начал отходить на 2ой план прикладной смысл, т.е. реальные боевые действия.

Развитие боевых искусств в Японии. Краткий анализ.

Японская традиция боевых искусств достаточно сложна и многогранна. Первые упоминания о японских боевых искусствах относятся к 9-10 векам ( документы)
Преимущественно японская традиция боевых искусств связана с определенными сословиями японского общества.
Одним из японских сословий является самурайское. Данное сословие дало огромный толчок для развития боевых искусств. Рассвет боевого искусства, практикуемого самураями пришлось на 15-16 вв.Они постоянно тренировались.
В комплекс самурайских боевых искусств входили:

  1. Верховая езда
  2. Стрельба из лука
  3. Метание различных предметов
  4. Фехтование на мечах
  5. Рукопашный бой

Из приемов рукопашного боя, используемых самураями, появилось джиу-джицу.Были использованы захваты,броски, удушающие приемы. Впоследствии джиу-джицу переросло в дзюдо.
Национальной борьбой в Японии является сумо с 12 века.

Тхэквондо

Тхэквондо является одним из видом корейских единоборств. Наиболее популярен во всем мире спортивный вариант этой системы, хотя существует и боевая ее разновидность. В странах Запада обычно употребляют термин «таэквондо», но в русской транскрипции более правильным считается «тхэквондо» (точно так же надо говорить «тхэккён», а не «таэкион», «даосизм», а не «тао1-изм» и т.д.).

В 1910 – 45 годах Корея была колонией Японии. Колониальный режим выражался, в частности, в целенаправленном подавлении национальных элементов во всех сферах культуры – от поэзии и содержания школьного образования до символики и традиционных боевых искусств. Загнав корейские боевые искусства в подполье на 35 лет, японцы оборвали в большинстве школ процесс передачи духовно-мистической практики, составляющей сокровенную суть любой традиционной школы. Поэтому когда в. Корее после освобождения от господства японцев началось национальное возрождение, в появлявшихся одна за другой школах преподавали уже только голую технику рукопашного боя.

Как известно, Корея оказалась разделенной на два государства: КНДР на Севере и Республику Корея на Юге. Но и там и там установлись репрессивные диктаторские режимы. А тоталитарные режимы всегда и везде не терпят инакомыслия, духовной независимости. Поэтому власти Севера и Юга оказались едины в своем стремлении окончательно пресечь эзотерическую традицию боевых искусств, выхолостить до конца их духовное содержание и превратить в спортивный вид, пригодный для массового физического воспитания. Именно по этой причине в Южной Корее периодически преследовали мастеров хапкидо, кук-сульвон, тхэккён, тансудо, субак и других видов, не вписывавшихся в официальную политику государства. А на Севере (в КНДР) их просто запретили раз и навсегда.

В 1950 году руководители 9-и «новых» школ, возникших после окончания японской оккупации, объединились для создания единого унифицированного стиля. Работу по кодификации нового стиля возглавил 32-х летний генерал-лейтенант Чхве Хон Хи (в западной транскрипции Чой Хонг Хи), руководитель Одог-квана. Поэтому именно его обычно называют «отцом» тхэквондо. Данный термин был введен в употребление с 1955 года, когда генерал Чхве объявил, что унифицированный стиль – «корейское национальное боевое искусство тхэквондо» – создан.
В 1961 году Чхве Хон Хи возглавил созданную им Корейскую Ассоциацию Тхэквондо, а в 1966 он учредил в Сеуле Международную Федерацию Тхэквондо (ИТФ). Но спустя 6 лет, когда генерал Пак Чжон Хи в третий раз стал президентом Южной Кореи, подтасовав для этого результаты выборов, генерал Чхве в знак протеста уехал в Канаду (в город Торонто) и перевел туда же штаб-квартиру созданной им международной организации. На следующий год, в 1973-м. в Южной Корее создали Всемирную Федерацию Тхэквондо (ВТФ), которую возглавил Ким Ун Ён. Чтобы подчеркнуть разницу между ИТФ и ВТФ, последняя даже разработала новые комплексы формальных упражнений («пхумсэ»). В Южной Корее начался процесс перехода тхэквондистов из ИТФ в лоно ВТФ. Особенно широкие масштабы он принял после 1984 года, когда стало ясно, что на Олимпийских Играх соревнования будут проводить по правилам ВТФ. Ну, а генералу Чхве и его федерации из-за потери кадров и экономической слабости пришлось идти на поклон к властям Северной Кореи.

Сейчас ВТФ имеет филиалы в 118 странах мира, в том числе в странах СНГ и Восточной Европы. Она насчитывает в своих рядах около 25 миллионов спортсменов, в том числе более полутора миллиона в самой Республике Корея. ИТФ имеет намного более скромные показатели, ее основной «плацдарм» – это КНДР. В остальном мире численность последователей генерала Чхве не идет ни в какое сравнение со сторонниками Ким Ун Ёна. Штаб-квартира ВТФ находится в Сеуле, в огромном центре, известном под названием Куккивон. Кроме того, несколько лет назад появилась еще одна международная организация: Глобальная Федерация Тхэквондо, сведения о которой пока что скудны и противоречивы.

В тхэквондо торжествует идея, согласно которой все существовавшие в прошлом корейские боевые искусства считаются ступенями его развития. Данная идея абсолютно не соответствует историческим фактам, хотя ни один корейский деятель тхэквондо в этом никогда не признается. Да и сам термин, означающий «Путь ноги и кулака», раньше не употреблялся. Он аналогичен русскому термину «рукопашный бой», то есть чрезвычайно широк по своему содержанию. И это не случайно. Именно предельно широкое содержание термина позволяет (когда это нужно либо выгодно) относить к нему любой вид корейских боевых искусств, если только там использовали удары ногами или кулаками.